Основными нормативными-правовыми актами, закладывающими основу специальной поддержки нетфегазохимического комплекса являются:
- Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2019 № 348-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации до 2025 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 15.12.2017 № 2834-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Приказ Минпромторга России № 651, Минэнерго России № 172 от 08.04.2014 «Об утверждении Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года».
Меры поддержки нефтегазохимической отрасли поименованы в плане мероприятий (дорожной карте) по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации до 2025 года. Предусматривается, что по направлению «Разработка новых мер неналоговой государственной поддержки для нефтегазохимической отрасли» должны быть осуществлены:
- разработка механизма предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, при выборе ими российских ЕР/ЕРС-подрядчиков для реализации крупных инвестиционных проектов на территории Российской Федерации при условии выполнения критериев по локализации оборудования, товаров и услуг;
- подготовка предложений по мерам государственной поддержки и стимулирования экспорта нефтегазохимической продукции.
Оба мероприятия должны были быть выполнены в июне 2019 года. Информация по результатам их реализации, прочая информация не выявлены.
Обращаем внимание на то, что в ФЗ от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» не предусмотрено предоставление специальных субсидий предприятиям химической/нефтегазохимической отрасли. Это означает, что в 1-ом полугодии 2020 года едва ли стоит рассчитывать на отраслевую поддержку. При этом поддержку можно искать в общеотраслевых актах и на уровне специальных фондов, как-то Фонд развития промышленности:
- Субсидии на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по современным технология м в рамках реализации такими организациями инновационных проектов
Постановление Правительства РФ от 12.12.2019 № 1649 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Типы проблем, на решение которых направлена мера:
- необходимость проведения НИОКР, внедрения новых технологий, освоение высокотехнологичной продукции;
- необходимость модернизации производства для выпуска конкурентоспособной продукции.
Периодичность рассмотрения заявок на предоставление меры поддержки:
Минпромторг России проводит конкурс не позднее 1 августа текущего финансового года в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке.
Размер субсидии:
Максимальный размер субсидии для каждой современной технологии, включенной в перечень современных технологий.
- Возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий
Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 № 541 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий"
Типы проблем, на решение которых направлена мера:
- недостаток доступного инвестиционного кредитования;
- высокие затраты на создание новых производств и их развитие;
- необходимость модернизации производства для выпуска конкурентоспособной продукции.
Периодичность рассмотрения заявок на предоставление меры поддержки:
Отбор инвестиционных проектов проводится не более двух раз в год в соответствии с Положением о Межведомственной комиссии по оценке и отбору инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, согласно приложению № 1 к Правилам.
Размер субсидии:
Субсидии по облигациям, номинированным в валюте РФ, предоставляются в размере 70 % суммы фактически понесенных и документально подтвержденных затрат организации на выплату купонного дохода по облигациям.
При этом размер субсидии не может превышать величину, определенную исходя из 70 % базового индикатора, определяемого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.07.2016 № 702.
В случае если в рамках инвестиционного проекта приобретается промышленная продукция, произведенная на территории РФ в соответствии с требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ, установленными постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 №, субсидии по облигациям, номинированным в валюте РФ, предоставляются в размере 90 % суммы фактически понесенных и документально подтвержденных затрат организации на выплату купонного дохода по облигациям. При этом размер субсидии не может превышать величину, определенную исходя из 90 % базового индикатора.
- Совместные займы ФРП с РФРП по программе «Проекты развития»
Стандарт ФРП № СФ-И-51 от 21.09.2018 «Условия и порядок отбора проектов для финансирования по программе «Проекты развития»
Типы проблем, на решение которых направлена мера:
- недостаток доступного инвестиционного кредитования;
- высокие затраты на создание новых производств и их развитие;
- необходимость проведения НИОКР, внедрения новых технологий, освоение высокотехнологичной продукции;
- необходимость модернизации производства для выпуска конкурентоспособной продукции;
- выход на новые экспортные рынки сбыта.
Периодичность рассмотрения заявок на предоставление меры поддержки:
На регулярной основе.
Сумма займа:
20-100 млн. руб.
- Программа ФРП «Лизинг»
Стандарт ФРП № СФ-И-53 от 21.09.2018 «Условия и порядок отбора проектов для финансирования по программе «Лизинговые проекты»
Типы проблем, на решение которых направлена мера:
- недостаток доступного инвестиционного кредитования;
- высокие затраты на создание новых производств и их развитие;
- необходимость проведения НИОКР, внедрения новых технологий, освоение высокотехнологичной продукции;
- необходимость модернизации производства для выпуска конкурентоспособной продукции.
Периодичность рассмотрения заявок на предоставление меры поддержки:
На регулярной основе.
Сумма займа:
5-500 млн. руб.
- Программа ФРП «Производительность труда»
Стандарт ФРП № СФ-И-117 от 21.09.2018 «Условия и порядок отбора проектов для финансирования по программе «Производительность труда»
Типы проблем, на решение которых направлена мера:
- недостаток доступного инвестиционного кредитования;
- высокие затраты на создание новых производств и их развитие;
необходимость проведения НИОКР, внедрения новых технологий, освоение высокотехнологичной продукции;
- необходимость модернизации производства для выпуска конкурентоспособной продукции.
Периодичность рассмотрения заявок на предоставление меры поддержки:
На регулярной основе.
Сумма займа:
50-300 млн. руб.
Также можно рассматривать конкурсы Фонда содействия инновациям (http://fasie.ru/), в частности программу для крупного бизнеса – «Кооперация», которая направлена на развитие партнерства между малыми инновационными предприятиями и индустриальными партнерами. Целью программы является использование потенциала сектора малого наукоемкого предпринимательства для развития продуктовых линеек средних и крупных технологических предприятий, создания новых и обновления существующих производств на базе инновационных, в том числе не имеющих аналогов, технологий. Поддержка предоставляется в размере до 25 млн. руб.
Региональные меры поддержки более многообразны. Анализ региональных мер поддержки осуществляется по поручениям клиентов.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.