Распоряжением Правительства РФ от 10.05.2017 №892-р утверждена Стратегия развития АО «Российский экспортный центр» (далее – Стратегия, РЭЦ). По итогам 2016 года объем поддержанного РЭЦ несырьевого экспорта составил более 8 млрд долл. США. Согласно Стратегии, в период с 2017 по 2019 года на базе РЭЦ должен быть создан эффективный единый институт поддержки и развития экспорта.
Стратегия содержит задачи, мероприятия, целевые индикаторы и показатели ее реализации.
Среди задач обозначены, в частности:
- сохранение и увеличение объема экспорта;
- прямая поддержка экспортеров и российских инвесторов за рубежом, содействие в реализации проектов в областях экспорта;
- повышение финансовой и правовой грамотности, формирование культуры экспорта в РФ;
- формирование спроса на российские товары и услуги, работа с потребителями экспорта.
Роль РЭЦ в развитии экспорта заключается в оказании финансовой и нефинансовой поддержки экспортерам, осуществлении функций агента Правительства РФ по предоставлению субсидий, а также участии в совершенствовании и оптимизации нормативно-правовой базы, снятии административных барьеров и развитии экспортной среды.
Все меры поддержки РЭЦ доступны для любых экспортеров несырьевой продукции, товаров и услуг, вне зависимости от их уровня и отраслевой принадлежности. При этом, нефинансовая поддержка в большей степени ориентирована на некрупные компании, а финансовая поддержка (кредитная, страховая, гарантийная) - на более крупных получателей поддержки.
Для обеспечения эффективной деятельности по поддержке экспорта Стратегия предусматривает развитие международной сети и ее расширение. К 2019 году предусмотрено создание 12 собственных международных форматов присутствия РЭЦ (представительство РЭЦ, торговый дом, торговый дом с возможными дополнительными элементами инфраструктуры, например, логистическими складами) и 53 партнерских международных формата присутствия РЭЦ (торговые представительства).
Также планируется до конца 2019 года обеспечить не менее 40 точек присутствия РЭЦ в 30 субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Реализация агентской функции по предоставлению субсидий включает в себя следующие направления:
- компенсация коммерческим банкам недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки экспорта;
- компенсация затрат на сертификацию и омологацию;
- компенсация затрат на логистику;
- компенсация затрат на регистрацию на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности;
- финансирование части затрат, связанных с продвижением высокотехнологичной, инновационной и иной продукции (услуг) на внешние рынки;
- финансирование части затрат на повышение узнаваемости известных российских брендов и российской продукции за рубежом.
В федеральном бюджете на 2017 год предусмотрено выделение:
- 11 800 000 тыс. рублей – на субсидирование затрат на транспортировку продукции, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения, энергетического машиностроения;
- 3 300 000 тыс. рублей – на субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам, предоставляемым коммерческим банкам;
- 2 720 000 тыс. рублей – на субсидирование затрат на продвижение высокотехнологичной, инновационной и иной продукции (услуг) на внешние рынки;
- 1 680 000 тыс. рублей – на субсидирование недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции;
- 764 330 тыс. рублей – на субсидирование затрат на сертификацию продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов;
- 700 000 тыс. рублей – на субсидирование затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности
- 370 000 тыс. рублей – на субсидирование затрат на повышение узнаваемости известных российских брендов и российской продукции за рубежом.
В дальнейшем планируется проработать новые виды субсидий для экспортеров.
Так, Стратегия разработана Минэкономразвития России в соответствии приоритетным проектом «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» (паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 № 11).
Соответствующий проект находится во взаимосвязи с другим приоритетным проектом – приоритетный проект «Международная кооперация и экспорт в промышленности» (паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 № 11), который предусматривает, в частности, реализацию:
- компенсации части затрат на транспортировку экспортируемой продукции и экспортные НИОКР в 2017 - 2019 годах;
- программ субсидирования создания систем послепродажного обслуживания продукции российского авиастроения, автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, железнодорожного машиностроения в 2017 - 2019 годах;
- компенсации части затрат на участие в деятельности международных организаций с целью защиты интересов национальной автомобильной промышленности.
По всем вопросам, вытекающим из настоящей публикации, а также по вопросам привлечения государственной поддержки промышленных предприятий просим обращаться к руководителю практики коммерческого права Манкуловой Жанне Айковне по Тел.: +7 (495) 902 66 82 доб. 1006, а также по E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.